Сентябрьские страсти

Премьера грандиозной оперы Рихарда Вагнера «Летучий Голландец», состоявшаяся в конце прошлого года в Донбасс Опера, бесспорно, стала культурным событием года. И все семь донецких концертов с декабря по май прошли при полном аншлаге. А уже 6-7 сентября опера прогремит в Одессе, затем 12-13 сентября во Львове и, наконец, 27-28 сентября – в Киеве. Все-таки, двухсотлетие композитора – достаточно весомый повод, а само произведение во всех отношениях достойно широкой публики. Особенно учитывая уровень нынешней постановки, которой занимались украинские, российские и немецкие постановщики, дирижеры, исполнители.

И это событие, созданное по инициативе и при финансовой поддержке компании СКМ Рината Ахметова, приобщает Украину к международному контексту празднования 200-летия Вагнера. Ведь все уважающие себя мировые театры подготовили по одной, а то и по несколько постановок — одна смелее другой.
Как говорит солистка Национальной оперы Украины Олеся Алексеева, исполняющая роль главной героини Сенты, режиссер из Германии Мара Курочка сумела объединить традиционность и модерн, добавив к привычным декорациям трагической любви 3D-эффекты (в том числе, связанные с 9-тонной сценой-палубой) и другие современные детали. Даже такие, как переплетение событий XIX века с настроениями современного общества, утратившего ценностные ориентиры, больного глобализмом. «Это не первая моя постановка Вагнера. Для меня было важно найти, что беспокоило людей в то время, и провести параллель с современным миром», — говорит режиссер.
Интересно, что на постановку труппа потратила в одиннадцать раз больше времени, чем у самого Вагнера ушло на создание текста и музыки для нее (как известно, это потребовало семь недель). Можно сказать, что в Донецке произведение родилось заново. Именно здесь появились оригинальные технические решения. Например, с помощью уникального современного видеопроектора сценографы Торге Меллер и Момме Хинрихс из Германии создали иллюзию плывущего корабля и бушующего моря. Настолько настоящего, что казалось, тяжелая соленая вода вот-вот ворвется в зрительный зал.
«Это переплетение очень важно в наше время, мне кажется. Традиционное видение оперы уже неинтересно, она может восприниматься как нафталин. Чистый модерн очень часто бывает опасен. Люди приходят в оперу с определенным ожиданием, и чрезмерный минимализм их отпугивает. Здесь был найден консенсус», — считает Алексеева, давний поклонник Вагнера, лауреат Международного конкурса молодых вокалистов его имени и выпускница австрийского Университета музыки и театрального искусства. И добавляет: предыдущие концерты отшлифовали детали, опера настоялась, так что зрители трех городов отведают театральное «блюдо» в лучшем его качестве.
К слову, только на подготовку к премьере ушло два года. Благодаря помощи посольства Германии в Украине и немецкого консульства в Донецке, в течение этого времени с исполнителями работали концертмейстеры из Байтройта, театра, который строил по своему вкусу сам Вагнер, и преподаватели языка – благодаря которым каждое слово оперы понятно всем, кто в ней задействован. Безусловно, это не может не почувствовать и зритель. Сложный для исполнения немецкий язык, объединенный со сложной вагнеровской музыкой, стал одним из тех «вызовов театральным возможностям», о которых говорила перед премьерой «Голландца» директор по связям с общественностью и коммуникациям компании СКМ Наталья Емченко. И очевидно, что благодаря этой постановке оперное искусство Украины поднялось на ступеньку выше.
«Мы верим, что гастрольный тур по Украине этой современной, динамичной постановки, станет по-настоящему ярким событием в культурной жизни Украины. Мы хотим, чтобы благодаря таким проектам опера в Украине развивалась. Чтобы сами украинцы гордились своей оперой, а мир знал и уважал Украину как страну, в которой ценят, поддерживают и развивают искусство», — отмечала Емченко. Как говорят сами артисты, на самом деле и публика заждалась по-настоящему больших и ярких событий.
«Такого в нашей стране еще не было. Все составляющие «Летучего Голландца» находятся на высшем уровне: прекрасный оркестр, прекрасные исполнители, — хор и солисты, — прекрасная режиссура, новые технические возможности. Те же эффекты 3D не тянут одеяло на себя, а дополняют живой звук и живой голос. Сложные партии Вагнера обрамлены находками режиссера. Интересные сцены, костюмы, ничего лишнего, но все очень театрально. Не буду раскрывать все секреты, нужно окунуться в это», — говорит Олеся Алексеева.
Впервые интернациональную постановку зрители увидели в декабре 2012 года в Донецком национальном театре оперы и балета им. Соловьяненко. И с того момента ее зрителями стали более шести тысяч человек. Сентябрьские гастроли существенно расширят этот круг, исправив историческую несправедливость. Ведь тот же Львов слушал Вагнера еще до войны, но сегодня даже студенты консерваторий часто знают о Вагнере ничтожно мало. И даже гала-концерт 30 мая в Киеве стал настоящим взрывом. А что бы случилось, если бы у нас, как в Гамбурге, была сделана 40-часовая постановка десяти опер подряд?
«От того, что «Голландец» разойдется по стране, Украина только выиграет. Те, кто говорят, что Вагнер сложен для публики – ошибаются. Почему вся Европа, Америка, да весь мир могут наслаждаться этой музыкой, а мы ее лишены? — говорит Олеся Алексеева. — Украина приобрела с этой постановкой. Тем более что у кого-то есть аппетит на это, а многие просто ничего не знают о Вагнере. Людям нужно дать почувствовать то, что приносит силу и энергию, развивать их вкус. Я знаю по себе, что чем больше работаешь с Вагнером, чем больше поешь, тем больше влюбляешься в него и хочешь раствориться в его музыке».

813546 c1f01 c3f0_1 c3f0_6 DETAIL_PICTURE__28775656

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Портал о строительстве и ремонте
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.